Статья «Музыкальное воспитание младших
школьников»
Музыкальное искусство
непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни,
занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – величайший источник эстетического
и духовного наслаждения. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в
него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или
тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение,
повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение,
успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик взволнованность,
усталость. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали,
что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически,
что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут
педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе
особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми.
Всесторонность музыкального
воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения личности
ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса.
Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством
общения между ними. Музыкальный опыт детей очень прост, но он может быть
достаточно разнообразным. Через воспитание эстетического отношения к окружающей
жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать ребенок входит в
образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает
его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как
за свою». Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется
физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения
развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно,
и голосовой двигательный аппарат. Музыкально - ритмические движения побуждают к
правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок
способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения,
сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать
музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным
видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Влияние музыки на разностороннее
развитие личности ребенка обеспечивается
благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным
и физическим. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности
ребенка, достигается тогда, когда используются все формы организации
музыкальной деятельности детей. В наш век расцвета технических средств,
компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное
звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах. Первым звеном в
системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает
интерес, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость
детей, воспитывает музыкальный вкус. Следует
помнить и о том, что уроки музыки способствуют улучшению здоровья детей: пение
развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, способствует выработке
координации слуха и голоса, развивает правильное дыхание (короткий вдох и
длительный выдох); музыкально-ритмические движения улучшают осанку детей,
вырабатывают координацию движений, быструю реакцию на изменение темпа или
динамики в музыке.
Музыкальное воспитание
необходимо ребёнку для того, чтобы он мог лучше адаптироваться в социуме, лучше
идти на контакт, быстрее понимать других, проявлять положительные качества в
своей жизни.