Круглый стол
«Каким видит Президент современных школьников,
молодых казахстанцев XXI века»
Цель:
— воспитание чувства казахстанского
патриотизма школьников,
формирование активной
гражданской позиции;
— повышение гражданского самосознания;
— способствовать формированию у школьников чувства гордости за своюстрану;
-воспитывать уважительное отношение к
прошлому Казахстана и
толерантное отношение друг к другу.
Актуальность формирования
патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и
правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского
образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются
отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях
жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В
этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не
только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую,
культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях
становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести школа.
Оборудование: интерактивная доска,
презентация слайдов
Тип: круглый стол
Ход проведения круглого стола
1.Организационный момент
( кабинет оформлен
в виде круглого стола, выступления сопровождаются слайдами)
Ведущие:
Мы приветствуем участников круглого стола!
Сегодня наша
встреча будет проходить в форме круглого стола под названием «Каким
видит Президент современных школьников, молодых казахстанцев XXI века».
Уважаемые участники, для того, чтобы
наш круглый стол проходил наиболее эффективно, я предлагаю вам принять правила
круглого стола:
«Правило одного микрофона» — говорит
только один человек.
«Уважение к говорящему» — когда кто-либо
говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность
высказать свою точку зрения.
«Возник вопрос – задай!» — если у
вас в ходе обсуждения возникают какие-либо вопросы, то вы смело их задаете, но
сначала даете возможность участнику закончить высказываться.
«Искренность в общении» — говорите
только то, что думаете и что чувствуете.
Тема
нашего круглого стола «Каким видит Президент современных школьников, молодых
казахстанцев XXI века»
Как
вы думаете, каким видит Президент современных школьников, молодых казахстанцев XXI века?
(ответы
участников)
В
одном из своих выступлений Президент РК Н.А Назарбаев,
отметил:
« Нужно учить многонациональную
молодежь идентифицировать себя с историей
Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих
поколений, молодежи нужно дать
четкие жизненные ориентиры».
«Патриотизм»,
«любовь к Родине» — сегодня только ленивый не вспоминает этих слов —
возвышенных, благородных и одновременно — из-за частого упоминания потерявших
свой изначальный блеск и даже смысл. Тема патриотизма – актуальна для нашей
страны. Как пробудить в каждом из вас чувство любви к Родине? Именно
«пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить
Отечество. Любовь надо воспитывать.
— Что, по вашему мнению, есть
патриотизм?
(ответы участников)
(Ответы на экране)
Патриотизм (от греч. patriótes
— соотечественник, patrís — родина, отечество) любовь к отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Патриотизм: убеждение, что твоя
страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Бернард Шоу
Ведущий: Любая страна рассыплется в прах, если ее
граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание
сделать жизнь на этой земле лучше.
Действительно,
историческое прошлое — это не только основанное на достижениях и заслугах
настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и
которые, увы, невозможно исправить. Возможно, основания для нашего
патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе
как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
—
Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую
жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?
(ответы
участников).
Мы
можем сказать, что в нашей школе красной нитью проходит
преемственность поколений. Это проявляется в виде встреч с
ветеранами Афганистана, потомками ветеранов ВОВ.
Ведущий: Во все времена люди
опирались на опыт своих предшественников. Воспитание гражданственности,
патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без
которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Людям, которым не безразлична
судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю.
— Считаете ли себя патриотом? Почему?
— Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали
патриотическими?
— Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
(ответы участников)
Понятие патриотизма определяется
не только любовью к Родине, но и любовью к
семье, к земле, городу где живешь и т.д
Ведущий:
Проблема воспитания молодежи
волновала общество всегда. Задачу воспитания подрастающего поколения необходимо
осмысливать сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной
безопасности государства. Человечество вступило в эру глобализации и
информатизации, когда реальностью стал мир без границ, а творчество призвано
наполнить жизнь людей смыслом и радостью, социально и личностно значимым
содержанием. Глобальную обеспокоенность вызывает то, как
образ современной молодежи трактуется в СМИ. Согласно
этим веяниям, молодежь представляет собой грубую, агрессивную
настроенную массу, стимулом для которой является
проявление насилия.
— Справедливы ли подобные
характеристики и обвинения?
— Чем вызваны столь категоричные суждения?
(ответы участников)
Ведущий: В интернете можно
найти множество различных видеороликов, на которых отображено человеческое
равнодушие и проявление жестокости. Давайте посмотрим некоторые из них.
(видео на экране)
Ведущий: Почему люди думают не
о том, как быстрее оказать необходимую помощь, а о том, что нужно снять видео,
чтобы обязательно выложить его в интернет?
(обсуждение)
Ведущий: Неужели
отзывчивость, доброта, сочувствие – остались в прошлом? В чём причина этого
явления?
(обсуждение)
Между людьми всё меньше живого общения,
всё можно получить, не выходя из дома — отсюда замкнутость и равнодушие.
Поэтому сегодня люди, особенно молодые,
лучше снимут трагедию на камеру своего телефона, а потом выложат этот «жесткач»
в интернет, чем бросятся на помощь и потеряют столь «ценные» видеокадры. Люди
падки до дешевых сенсаций.
Цитата: Величайший грех
человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.
Мать Тереза
Ведущий: Безразличие стало
нормой жизни нашего общества. Удивляет нас уже не равнодушие, а проявления
сострадания и участия. Когда человек помогает ближнему и правоохранительным
органам — это уже чуть ли не героизм.
Сейчас мы посмотрим несколько иных жизненных ситуаций,
которые мы с вами обсудим далее.
(видео на экране)
— Ваше мнение об этих ситуациях и людях?
— Для вас такое поведение норма или героизм?
— Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей?
— Как вы относитесь к взаимовыручке?
— Является ли бескорыстная помощь проявлением патриотизма?
— Может ли человек неосознанно быть патриотом?
— Кто такой патриот современного Казахстана?
— Нужно ли патриотическое воспитание в школе, колледже?
(ответы участников)
Ведущий: Подбирая видеоматериал
для сегодняшнего круглого стола, я столкнулась с одной проблемой: примеров
жестокости, равнодушия и безразличия очень много, интернет пестрит видео с
комментариями «Жесть, смотреть до конца», а вот примеры настоящих героических
поступков отыскать оказалось не так уж просто.
С точки зрения этики «патриотизм” —
это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к
своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном
комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине. Любовь к
Родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и
готовность ради неё к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с
врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны,
сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам
общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него
традициям; привязанность к месту жительства.
Человек рождается, чтобы жить, и
главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина —
мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа –
такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви
к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Поэтому быть патриотом не так уж
сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько
подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!
Хочется закончить
наш диалог словами Президента РК Н.А Назарбаева:
«Важнейшей задачей политики
должно стать воспитание самодостаточной и конкурентно способной личности –«казахстанца будущего»