Разработка классного часа по теме:«Солдат войны не выбирает» Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения Задачи:
Оформление:
Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран Музыкальное оформление: Песня «Афганистан»
Ход классного часа
Ведущий 1 Мальчишкой был убит в Афгане. За что? Кого он защищал? И, закрывая рукой раны, Ты перед смертью “мама” прошептал. Она, безумная от горя, Прижавшись к цинку головой, Шептала, дав слезам всю волю: “Я так ждала тебя домой”.
Ведущий 2. Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная
Ведущий 3.Что же это за страна – Афганистан? Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.
Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток
Ведущий 2: 1979 год.Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. Поводом стала просьба президента Афганистана Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами. 25 декабря 1979 г. дворец Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Советское руководство приводит к власти в Афганистане нового президента БабракаКармаля (слайд № 5)
Ведущий 1. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом, официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер. Настоящая пратизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной. А тем временем в Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.Афганцы оставляли от русских обрубки, в кишлаках закалывали солдат вилами и убивали мотыгами. "Уже в космос летают люди, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем... В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали..."
Слово учителя «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны… Учитель: Ребята как вы понимаете слова воины-интернационалисты? Понятие воин-интернационалист начали использовать во время Гражданской войны 1918-22 годов, так называли иностранцев, участвовавших в конфликте на стороне советской власти. В СССР воинами-интернационалистами считались военные, которые участвовали в вооружённых конфликтах на территории других государств. Начиная с 1950 года, советские граждане побывали в более чем 15 "горячих точках". Воинов-интернационалистов посылали поддерживать иностранные политические движения, дружественные советскому режиму, при этом часто это делалось тайно, многие военные носили чужие имена. Одним из немногих конфликтов, участие советских солдат, в котором не скрывалось, стала Афганская война
Ведущий 3.
Так продолжалось 10 лет, 2238 дней. 14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. (слайд № 11). Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез. Ну, вот и кончилась война, Которая была не наша…
Слово учителя: Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. Они прошли через ад и кровь. Восемнадцатилетние мальчишки неотступно смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно и были под вражеским прицелом. Они пережили гибель своих друзей, тяжелые болезни, нестерпимое пекло и песчаные смерчи. В свои 18 лет они видели так много, что груз их жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше их. Послушайте что они говорили: -"Стрелял, не жалел никого. Мог убить ребенка. Ведь с нами там воевали все: мужчины, женщины, старики, дети. Идет колонна через кишлак. В первой машине глохнет мотор. Водитель выходит, поднимает капот... Пацан, лет десяти, ему ножом - в спину... Там, где сердце. Солдат лег на двигатель... Из мальчишки решето сделали..." - "Там мне все казалось справедливостью, здесь я ужаснулась, вспомнив маленькую девочку, лежавшую в пыли без рук, без ног... Как сломанная кукла..." Мы два года шагали с тобой По горячим дорогам войны, Нам знакомы и зной, и бой И тюльпан афганской воины. Ах, тюльпан прожженной земли, Вы как память тех огненных дней Алым пламенем вы проросли, Словно кровь наших русских парней. - А были ли у солдат сомнения: стрелять или не стрелять? Поражает, что об этом почти никто не думал. Ненависть, месть и страх правили людьми. Человек переставал быть человеком.
Ведущий 1. Афганистан – это боль, скорбь, память. Это война, в которой наши ребята были просто солдатами… За то, чтоб кто-то нес в руках цветы, В своих руках они держали автоматы. Не для войны рождаются солдаты, А для того, чтоб не было войны. |
Зачем друг
друга убиваем?
Чего добиться мы хотим?
Зачем?... Совсем не понимаю...
Зачем жизнь портим мы другим?
Ведь люди все-семья, едины,
Казалось в детстве мне давно.
Ведь жизнь людей невозвратима!
И не вернуть все, что
прошло...
Зачем? Они же тоже люди.
Зачем же убивать друг друга
нам?
Когда все кончится, и буде
Распоряжаться жизнью каждый сам?
Рефлексия.
v
Что нового открыли для себя
Нужно ли сейчас писать книги о войне? "Я думаю, нужно. Надо писать правду, люди должны ее узнать. Многие с ней не согласятся, кто-то прочтет долгожданную правду о своей жизни на войне. Необходимо показывать всю жестокость и несправедливость войны. Надо писать так, чтобы люди задумались". "По-моему, книги о войне должны писаться всегда. История повторяется. Любая книга о войне - это бесценный урок для нас. Книги о войне должны остановить человека от безумия ". "Война всегда трагедия. И наука ненависти, и школа гуманизма. Нужно помнить об этом. Нужно изъять из словесного обращения, из человеческого общения само слово, саму мысль о войне. С.Алексиевич ничего не приукрашивает, поэтому читать довольно трудно. Лично я так и не смогла читать, не останавливаясь. Обязательно к горлу подступал ком, глаза застилали слезы..." |
Что греха таить,, существует мнение, что наши ребята напрасно погибали в горах Афганистана. Но наши парни пришли в Афганистан не для того чтобы поставить на колени чрезвычайно бедную, переживающую уже не одно десятилетие великие потрясения страну. В этой войне победило новое политическое мышление-ограниченный контингент советских войск выведен из Афганистана.